"В.И." летающая лодка-разведчик


В начале Первой мировой войны завод А.А. Анатра получил крупные заказы от военного ведомства. Завод начал быстро развиваться и переоборудоваться. К середине 1916 г. в эксплуатации находились деревообделочный, механический, сварочный, сборочный, малярный и другие цеха. Через два года после начала войны производительность предприятия достигала 50 самолетов в месяц. В то же время завод начал освоение разведывательных самолетов. Одновременно конструкторское бюро предприятия под руководством Г.М. Макеева приступило к созданию собственных машин корпусного назначения. К производству был принят самолет «В.И.», сконструированный подпоручиком П. Ивановым, летчиком 26-го авиаотряда в г. Жмеринке. П. Иванов создал свой самолет, переделав обычный «Вуазен LAS» и значительно улучшив его данные. В этой работе ему помогал младший механик авиапарка И.И. Диль. Конструктивные особенности самолета Иванова были следующие: фанерная, частично выклеенная из шпона гондола имела прямые очертания со скругленными кромками и углами очень чистой формы. На переднем сиденье наблюдателя была устроена специальная пулеметная установка. Двигатель был отделен от бензобака противопожарной переборкой из алюминия. Шасси самолета состояло из четырех колес и из двух пар V-образных подкосов, несших сквозные оси на шнуровых амортизаторах. В крыле был установлен дополнительный третий лонжерон, который располагался за задним. Все лонжероны были выполнены из стальных труб. Было применено особое приспособление против утечки бензина при пробивании баков пулями, осколками, шрапнелью и пр. Первый полет 6 апреля 1916 г. совершил сам П. Иванов. Результаты были отличные, скорость - на 20 км/ч больше, чем у «Вуазена» с тем же двигателем «Сальмсон» в 150 л.с. Последующие полеты подтвердили выдающиеся летные качества этого самолета. Самолет достигал скорости полета 125 км/ч и скороподъемности на высоту 2000 м — 21 мин. По этим показателям «В.И.» превзошел аналогичные самолеты, строившиеся на заводах «Дукс», Щетинина и Лебедева. Командованием было вынесено решение: постройку «Вуазенов» прекратить и заказать 125 экземпляров нового самолета заводу А.А. Анатра в Одессе. Заказ был реализован, и самолет Иванова с осени 1916 г. заменил на заводе «Вуазены» французского типа. Впоследствии выявилось, что в серию была спущена недоведенная машина. Конструктор все свое внимание сосредоточил на повышении скорости и скороподъемности своего самолета. Но при этом пожертвовал поперечной устойчивостью и управляемостью машины. Элероны были сделаны меньше принятых для данного класса самолетов. Кроме того, тросы управления, из-за чрезмерного трения о стенки гондолы и стойки, действовали очень туго. Еще при испытании самолета комиссией было заявлено несколько недостатков: «Гоширования аппарат слушается вяло и, во всяком случае, медленнее «Вуазена». Эти явления особенно усиливались на малой скорости полета. Крайне ненадежной оказалась конструкция шасси, оно прогибалось не только при посадке, но даже и от собственной тяжести самолета при хранении в ангаре. Результатом серьезных конструктивных недостатков «В.И.» были частые катастрофы и гибель экипажей при выполнении боевых задач. В феврале 1917 г. инспектор, объезжая авиационные отряды фронта, отметил в своем докладе: «К самолетам «В.И.» летчики относятся с большим недоверием. Боковая устойчивость и управляемость у него хуже «Вуазена». Но все же эти самолеты просуществовали до 1922 г., применялись на фронтах Империалистической и Гражданской войн.

Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел.2
Двигатель, типхкол, названиеПД х 1, «Сальмсон»
Мощность, л.с.150
Размах крыла, м / площадь крыла, м214,7 / 39,0
Длина самолета / высота самолета, м9,5 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг1202 / 852
Полной нагрузки, кг350
Максимальная скорость у земли, км/ч125
Практический потолок,м3500
Вооружение: название, числохкалибр, мм«Виккерс», 1x7,62


  • Сайт создан в системе uCoz