С-5 Опытный самолет-разведчик


В конце декабря 1910 г. И.И. Сикорский составил новую программу работы, включавшую в себя доводку своих самолетов С-3 и С-4. После неудачного полета С-4 Громберг больше не захотел рисковать своими деньгами и аннулировал свой первый контракт. Сикорскому пришлось отремонтировать С-4 и поставить на него двигатель «Анзани» мощностью 50 л.с. После вынужденной посадки самолета С-3 на замерзший пруд сподвижники конструктора отремонтировали и его, поставив на машину более надежный двигатель «Хэйк» мощностью 35 л.с. Оба эти самолета были достаточно устойчивы, просты в управлении и прощали пилоту грубые ошибки. Впоследствии использовались в качестве учебных. В начале 1911 г. И.И. Сикорский начал постройку нового самолета С-5, который по сравнению со своими предшественниками был намного совершеннее. Во-первых, на нем был установлен надежный двигатель воздушного охлаждения «Аргус» мощностью 50 л.с. Во-вторых, впервые было установлено второе сиденье. В-третьих, увеличен размах верхнего крыла и введены подкосы, что явилось лучшим решением, чем тросовые растяжки. Кроме того, на самолете вместо двух ручек управления, как и на С-4, был установлен штурвал. В конце апреля самолет С-5 был готов. Пропеллер собственной конструкции был изготовлен дома. Шасси изготовила велосипедная ремонтная мастерская, взяв за основу колеса мотоцикла. Было применено важное новшество, которое оказало большое влияние на аэродинамическое качество самолета: обшивка крыла была обработана специальным компаундом, смесью столярного клея и олифы. Так как испытания проводил сам Сикорский, им была разработана программа летных испытаний. Первый полет состоялся в конце апреля 1911 г. и длился 25 с. Самолет легко набирал высоту, сразу было видно, что машина имеет запас мощности. 17 мая он совершил по-настоящему большой полет, который длился целых 3 мин. После первых полетов последовали другие. Они становились более длительными, и Сикорский уже летал до получаса на высоте 300 м. 12 июня впервые в России было сделано несколько полетов с пассажирами на борту. Его верные друзья получили воздушное крещение. 17 июня на заседании общества воздухоплавателей И.И. Сикорского единогласно избрали в почетные члены «за создание биплана собственной системы, являющегося первым оригинальным русским аэропланом...». Вскоре Сикоpский получил приглашение принять участие в осенних маневрах войск под Киевом. Однако для официального участия требовались и официальные документы пилота, которых у Сикорского не было. По международным правилам аспирант должен был выполнить пять полных «восьмерок», не короче 500 м на высоте 50 м. 18 августа 1911 г. он блестяще выполнил все упражнения, и Российский Императорский аэроклуб от имени ФАИ выдал ему пилотское свидетельство за № 64. На самолете С-5 И.И. Сикорскому удалось установить четыре рекорда: высота полета 500 м, дальность — 85 км, продолжительность полета — 52 мин и скорость — 125 км/ч. Самолет Сикорского был намного надежнее военных самолетов, у него не было ни одной поломки, а у военных их было четыре. При закрытии маневров, «объезжая войска», государь изволил заметить Сикорского и удостоил его разговором. В сентябре в Киеве проходила «неделя» авиации, где Сикорский провел несколько показательных полетов. В результате соревнований он впервые получил денежный приз в 500 руб. 5 октября его самолет потерпел аварию, в воздухе вдруг отказал двигатель. После Сикорский обнаружил причину остановки двигателя: в жиклер попал комар и перекрыл доступ бензина.

Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел.1
Двигатель, типхкол, названиеПД х 1, «Анзани»
Мощность, л.с.50
Размах крыла, м / площадь крыла, м212,0 / 33,0
Длина самолета / высота самолета, м8,5 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг440 / 320
Полной нагрузки, кг120
Максимальная скорость у земли, км/ч125
Практический потолок,м500
Максимальная дальность, км85


  • Сайт создан в системе uCoz