После вполне успешных полетов БиС-2 И.И. Сикорский спроектировал новый самолет С-3. Новая машина в основном была похожа на своего предшественника, но несколько длиннее. Конструкция была усилена и рассчитана Под двигатель мощностью в 40 л.с. Добавлены небольшие антикапотажные колеса на передних концах полозьев шасси. Элероны были длиннее и более совершенной конструкции, тросы управления имели большее натяжение и не провисали. Теперь рули в отличие от первых двух машин реагировали сразу. Крылья тоже были выполнены тщательнее и имели лучшее покрытие.
1 августа 1910 г. Сикорский выехал в Париж в кратковременную поездку. Основная цель — покупка 35-сильного двигателя «Анзани». К середине октября 1910 г. постройка самолета С-3 была завершена. Конец октября и ноябрь ушли на отладку двигателя, регулировку машины, рулежки и пробежки. В начале декабря Сикорский выполнил на нем первый полет.
Самолет был, несомненно, совершеннее предыдущих. Самолет легко взлетал, хорошо реагировал на действия органов управления и имел запас по мощности. Сикорский сделал несколько полетов из конца в конец аэродрома, которые занимали по времени примерно 30 с. Самолет легко набирал высоту 10—12 м, но пилот не рисковал набирать больше и садился в пределах аэродрома.
13 декабря в понедельник Сикорский решил выполнить полет за пределами родного аэродрома. Это был его 13-й полет. Набрав высоту около 30 м, он пересек границу аэродрома. Но затем мощность двигателя стала падать и ничего не оставалось делать, как совершить посадку на лед замерзшего пруда. От удара лед треснул, и самолет уткнулся носом в воду. Разбитый хвост и концы крыльев лежали на льду, а двигатель был в воде. Последний полет длился 55 с, а вся летная жизнь самолета длилась более десяти дней. Самолет вскоре вытащили из пруда и оттащили в ангар. Двигатель оказался вполне пригодным, а самолет, хотя и поврежден, мог быть восстановлен.
В октябре того же года И.И. Сикорскому поступил заказ от состоя¬тельного студента КПИ Громберга на постройку аналогичной машины под специально привезенный из Парижа двигатель «Анзани» мощностью 50 л.с. По контракту Сикорский должен был совершить на самолете два полета по кругу. В этом случае заказ считался выполненным. В декабре заказанный самолет С-4 был готов. По схеме он почти повторял схему С-3, но был несколько увеличен размах его верхнего крыла и, соответственно, площадь. Новым важным элементом самолета была штурвальная колонка, которая заменила две ручки управления. Этот самолет демонстрировался на воздухоплавательной выставке в Харькове в 1911 г. Самолет С-4 в первом же полете потерпел аварию и не восстанавливался. Огромный труд Сикорского и его рабочих пошел насмарку. Прошло два года активной работы Сикорского в авиации. За это время было построено четыре самоле¬та, на них израсходованы немалые деньги, затрачена масса времени, а в результате общий налет составил всего 15 мин. Было над чем задуматься И.И. Сикорскому.
|
Экипаж, чел. | 1 |
Двигатель, типхкол, название | ПД х 1, «Анзани» |
Мощность, л.с. | 35 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 8,0 / 24,0 |
Длина самолета / высота самолета, м | 8,0 / н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 310 / 220 |
Полной нагрузки, кг | 90 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 60 |
Практический потолок,м | 30 |
Максимальная дальность, км | 600 |