История создания этого самолета началась в сентябре 1912 г. В то время на Корпусном аэродроме Петербурга проводился конкурс самолетов, построенных в России русскими конструкторами. 18 сентября конструктор И.И. Сикорский после полетов на своем «С-6Б» получил письмо от председателя Совета Акционерного общества русско-балтийского вагонного завода (РБВЗ) М.В. Шидловского. Он приглашал главного конструктора на ужин, такие предложения от председателя делались далеко не всем. И.И. Сикорский чувствовал, что этот вечер будет иметь решающее значение в его жизни. После ужина они разговорились о перспективах и планах на будущее. Сикорский рассказал, что он задумал построить многомоторный самолет, аналогов которому в мире нет. Шидловский внимательно прослушал рассказ конструктора и решительно сказал: «Начинайте постройку немедленно».
Работа над многомоторным самолетом началась в октябре 1912 г. Специалисты того времени доказывали, что большой аэроплан вообще вряд ли будет способен летать. Один из таких специалистов, некто К.Н. Финн, считал «... в случае если бы даже этот аэроплан и смог оторваться от земли, то при остановке в полете одного из его моторов он неминуемо должен был бы перевернуться». Самолету Сикорского предрекали полный провал, но он продолжал упорно работать. 13 мая 1913 г. самолет, получивший название «Русский витязь», пилотируемый И.И. Сикорским, описав несколько больших кругов над аэродромом, плавно приземлился у своего ангара. За границей очень долго не хотели верить сообщениям петербургской печати о полетах «Русского витязя», считая эти сообщения газетной уткой.
Самолет представлял собой четырехмоторный многостоечный биплан, нижнее крыло которого был короче верхнего. Опасения за устойчивость и управляемость такого большого самолета заставили Сикорского сделать его очень длинным (20 м). Крылья по конструкции имели прямоугольную форму и ширину 2,5 м, причем расстояние между крыльями также равнялось 2,5 м. Фюзеляж представлял собой деревянную прямоугольную в сечении ферму, обшитую снаружи фанерой. В фюзеляже была расположена капитанская рубка, две пассажирские каюты и помещение для запасных частей и инструментов. Перед капитанской рубкой находилась открытая площадка, в которой должны были устанавливаться прожектор и пулемет. Очень интересно был выполнен руль направления, состоящий из четырех поверхностей, соединенных попарно. Шасси самолета, весьма сложное, представляло собой конструкцию из четырех лыж с пропущенными между ними двумя тележками, к которым на стальных пружинах было подвешено восемь колес, соединенных попарно. На нижнем крыле были установлены попарно в тандем четыре двигателя «Аргус» мощностью по 100 л.с, вращающих два толкающих и два тянущих винта диаметром 2,6 м. Общий вес самолета без нагрузки составлял 3500 кг.
Испытания показали, что аппарат устойчив в полете, и даже при ходьбе по каюте в полете это не отражалось на устойчивости. Вскоре Сикорский отказался от тандемного расположения двигателей и установил их в ряд вдоль передней кромки нижнего крыла. После этих переделок самолет 2 августа 1913 г. установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 ч 54 мин с семью пассажирами. Но самолет служил недолго, он был разрушен в результате необычного случая: с пролетающего над аэродромом самолета «Меллер № 2» оторвался двигатель «Гном» и упал на самолет Сикорского. Самолет восстанавливать не стали, так как конструктор начал работать над более совершенным многомоторным самолетом «Илья Муромец». Хоть самолет «Русский витязь» и просуществовал недолго, но он стал первым в мире удачно летавшим многомоторным самолетом
|
Экипаж, число пассажиров, чел. | 2-7 |
Двигатель, типхкол, название | ПДх4, «Аргус» |
Мощность, л.с. | 100 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 27,0 / 120,0 |
Длина самолета / высота самолета, м | 20,0 / н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 4200 / 3500 |
Полной нагрузки, кг | 700 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 90 |
Практический потолок,м | 600 |
Максимальная дальность, км | 170 |