Понадобилось около пяти лет после полетов братьев Райт, прежде чем в России начали заниматься авиацией. Среди русских городов, внесших наибольший вклад в развитие отечественной авиации, особое место занимает Киев. В 1908 г. в Киевском политехническом институте (КПИ) состоялся X съезд русских естествоиспытателей, на котором с яркой речью выступил Н.Е. Жуковский. В институте в мае 1909 г. образовался кружок общества воздухоплавания, а с октября начали читать факультативный курс этого предмета. Любовь к авиации пробудила многих энтузиастов, и из них выросли замечательные конструкторы. Среди них профессор КПИ, князь А.С. Кудашев, И.И. Сикорский, Ф.И. Былинкин, Ф.Ф. Терещенко и другие. В первые годы становления отечественной авиации в Киеве было создано около двух десятков оригинальных самолетов. И неудивительно, что первые полеты первых отечественных самолетов состоялись именно в этом городе.
В условиях энтузиазма и всеобщего подъема стали складываться небольшие коллективы. Во главе первого из них встали Ф.И. Былинкин и И.И. Сикорский. Правда, они объединялись не для коллективных разработок конструкций, а для совместного производства. Ф.И. Былинкин, сын богатого купца, смог самостоятельно воспроизвести по картинкам самолет братьев Райт, правда, несколько меньших размеров. При одном из испытаний его самолет сгорел. По сравнению с другими коллективами они имели хотя и небольшие, но все-таки средства и самостоятельно распоряжались ими. Им помогали добровольные энтузиасты, но были и два штатных столяра и жестянщик.
Первый самолет этого коллектива — БиС-1 был закончен в апреле 1910 г. Он представлял собой двухстоечный биплан с ферменным хвостом. Двигатель «Анзани», мощностью 25 л.с. с толкающим винтом, был установлен сзади на нижнем крыле, а сиденье пилота — спереди. Для предотвращения скольжения между крыльями были установлены вертикальные перегородки. Управление рулем высоты осуществлялось с помощью ручки, расположенной справа от летчика, управление элеронами — ручкой слева от летчика, а рулем направления, как обычно, от педалей. Сколько ни пробовал Сикорский поднять машину, все оказалось безуспешно, мощности двигателя явно не хватало. Нужно было улучшать машину. Три недели напряженной работы от зари до зари, и самолет был готов. Дора¬ботанная машина имела уже двигатель спереди, а вертикальное оперение состояло из двух ромбовидных шайб.
Первый полет был намечен на 3 июня 1910 г. Как обычно, место пилота занял Сикорский. После дачи максимального газа трое человек еле удерживали самолет на земле и по команде отпустили. Приборов на борту никаких не было. Самолет, набрав скорость, оторвался от земли и, пролетев несколько секунд, приземлился. Это был первый полет Сикорского на самолете собственной конструкции. Спортивные комиссары Киевского общества воздухоплавателей зафиксировали: дальность полета — 200 м, длительность — 12 с, высота — 1 — 1,5 м. Это был третий в России полет самолета отечественной конструкции. Потом было осуществлено еще несколько полетов. Правда, в одном из них самолет совершил грубую посадку, из-за чего винт разлетелся на куски. Доработанный самолет БиС-2 совершил еще несколько полетов, но 30 июня 1910 г. при первой попытке совершить полет по кругу самолет был разбит окончательно и ремонту не подлежал. Точная причина аварии стала ясна только через год, когда появились опыт и знания. При развороте самолету требовался запас мощности, а его-то и не было. Тем более что самолет пролетал над оврагом с холодным болотом на дне, над которым, естественно, образовалась воздушная яма. Набор этих неблагоприятных факторов и сыграл роковую роль. Самолет БиС-2 пробыл в воздухе в общей сложности всего 8 минут.
|
Экипаж, чел. | 1 |
Двигатель, типхкол, название | ПД х 1, «Анзани» |
Мощность, л.с. | 25 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 8,0 / 24,0 |
Длина самолета / высота самолета, м | 8,0 / н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 260 / 190 |
Полной нагрузки, кг | 70 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 50 |
Практический потолок,м | 10 |
Максимальная дальность, км | 600 |