"П-IV" учебно-тренировочный самолет


Первым советским легкомоторным самолетом можно считать учебный биплан П-1У, созданный конструктором А.А. Пороховщиковым в 1917 г. Это был не первый его самолет, ранее им были построены еще два, созданные еще до Первой мировой войны. В 1918 г. Пороховщиков сдал официальные испытания на звание военного летчика и добровольно вступил в Первую Петроградскую авиагруппу. Затем служил в 3-м и 32-м авиаотрядах, возглавлял 16-й авиационный поезд и опытные мастерские Воздушного флота. Он спроектировал несколько самолетов для первоначального обучения летчиков. Все они имели схему многостоечного расчал очного биплана с ферменно-расчалочной хвостовой частью фюзеляжа, что было типичным для многих самолетов периода Первой мировой войны. Крылья и хвостовое оперение были сделаны из дерева и имели полотняную обшивку, ферменный хвост — из деревянных брусков. Самолеты Пороховщикова не обладали высокой скоростью и потолком, но зато отличались простотой конструкции и дешевизной, были очень просты в пилотировании, что являлось важнейшим требованием, предъявляемым к машинам первоначального обучения. Выпускались они серийно с февраля 1917 г. до весны 1923 г. Самолет П-1У был закончен постройкой 27 февраля 1917 г. На нем был установлен ротативный двигатель «Рон» мощностью в 80 л.с. с толкающим винтом. Сиденье инструктора было сзади, а ученика впереди. Инструктор имел возможность выключить управление ученика и контакт зажигания. В то время подобные меры были признаны весьма полезными. Позднее такое устройство перестало применяться в связи с изменением методики летного обучения. Шасси имело парные наклонные стойки и парные колеса. Масса пустого самолета составляла всего 340 кг. В мае испытания были закончены, и самолет запустили в серию. Серийная постройка П-1У развернулась с июня на эвакуированном из Риги заводе Пороховщикова. Он располагался в Петрограде на Песочной набережной Аптекарского острова. После революции завод был национализирован, однако постройка продолжалась. На базе самолета П-1У было создано несколько модификаций. Особенно удачным оказался самолет П-1Убис, выпущенный в феврале 1920 г. Он отличался от первого варианта гондолой с тянущим винтом и расположением инструктора и ученика рядом. Его сразу приняли в серийное производство, и за короткое время было построено более 40 самолетов. В 1920 г. завод Пороховщикова закрыли, конструктор оказался не у дел и перебрался в Москву. Затем Пороховщиков работал начальником авиамастерских на Ходынском аэродроме, сконструировал еще несколько учебных самолетов. Один из них — П-У1бис являлся дальнейшим развитием самолета П-1Убис и также был принят к серийной постройке. По своей схеме и размерам П-У1бис почти не отличался от своего предшественника, но его конструкция была усилена. Это дало возможность установить на нем более мощный (и тяжелый) двигатель в 110 и 120 л.с. Вместо шасси тележечного типа на новом самолете применено более простое — двухколесное. Конструкция крыльев и хвостового оперения — из дерева с полотном, хвостовая ферма — из деревянных брусков с проволочными расчалками. Сиденья расположены рядом в фанерной кабине, оклеенной полотном. По своим летно-техническим качествам П-У1бис отвечал требованиям, предъявляемым к самолетам для первоначального обучения. Его максимальная скорость достигала 120 км/час, а посадочная — 62 км/час, потолок 3500 м. Завод построил 40 самолетов этого типа. Самолеты Пороховщикова эксплуатировались в летных школах до 1923 г., затем их сменил более совершенный У-1. Судьба Пороховщикова сложилась трагически, его несколько раз арестовывали, а в 1941 г. он был расстрелян.

Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел.2
Двигатель, типхкол, названиеПД х 1, «Рон»
Мощность, л.с.80
Размах крыла, м / площадь крыла, м210,20/33,1
Длина самолета / высота самолета, м7,3 / н/д
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг660 / 398
Полной нагрузки, кг262
Максимальная скорость у земли, км/ч112
Практический потолок,м3000
Максимальная дальность (продолжительность полета), км(4,6 ч)


  • Сайт создан в системе uCoz