Инженер А.С. Кудашев после своего первого построенного самолета продолжил работу в авиации. Хотя первый его самолет и его полет не были официально зарегистрированы, он все же был первым совершившим полет в России. Его второй самолет «Кудашев-2» представлял собой ферменный биплан без переднего руля высоты, с нормальным горизонтальным оперением и рулем направления. Шасси представляли собой большие ясеневые дуги, в изгибе которых крепилась на резиновых амортизаторах сквозная ось с колесами. В дальнейшем такая схема шасси стала обычной и использовалась много лет. Она применялась и на двух последующих самолетах А.С. Кудашева. Такая схема была почти сразу же заимствована у него французами при постройке самолета «Депердюссен». По размерам второй самолет больше первого, построили его осенью 1910 г. На нем был установлен двигатель «Гном» в 50 л.с.
Построенный зимой 1910 г. следующий самолет, «Кудашев-3», с двигателем «Анзани» в 35 л.с. делал лишь пробежки и небольшие подлеты, хотя конструкция его была исключительно легкой, простой и дешевой. Он представлял собой высокоплан с расчалочным фюзеляжем без оттяжки и с дуговым шасси.
К весне 1911 г. А.С. Кудашев при поддержке авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода в Риге построил следующий самолет. «Кудашев-4» представлял собой развитие его предыдущего самолета. Строя новую машину, А.С. Кудашев стремился создать общедоступный, достаточно простой и надежный спортивный самолет. На этом самолете двигатель помещался впереди, на одном уровне с пилотом. Это давало довольно хороший обзор, но в лицо пилоту летели брызги масла, разбрасываемого ротативным двигателем «Гном» в 50 л.с. Шасси самолета было выполнено в виде двух ясеневых дужек, на концах которых были укреплены небольшие колеса с резиновой амортизацией. Крылья для самолета были сделаны сменные: для скорости 60 и 80 км/ч, последние с меньшей кривизной и размахом. Обтяжка крыльев с обеих сторон прорезиненной материей.
Первый полет на нем выполнил сам А.С. Кудашев 2 апреля 1911 г. Самолет экспонировался на Первой воздухоплавательной выставке в Петербурге в апреле 1911 г. Там за этот моноплан была присуждена большая серебряная медаль. В июне 1911 г. А.С. Кудашев на своем моноплане принимал участие в состязаниях во время второй «Авиационной недели» в Петербурге. Проведенные там полеты были не совсем удачными, и при одном из них аппарат разбился.
|