1910 г. стал поистине триумфальным для российской авиации. 21 марта в Одессе впервые в нашей истории русский пилот М.Н. Ефимов совершил демонстрационный полет, правда, пока еще на французской машине. 23 мая в Киеве полноценный, но официально не зарегистрированный полет на несколько десятков метров в длину совершил самолет отечественной конструкции А.С. Кудашева. На следующий день на Гатчинском аэродроме в Петербурге комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала первый полет по прямой на 200 м аэроплана русской конструкции «Гаккель III». Хотя все лавры достались конструктору этой машины ЯМ. Гаккелю, не следует забывать и о работах А.С. Кудашева.
Инженер путей сообщения А.С. Кудашев, и.о. экстраординарного
профессора на кафедре устойчивости сооружений в Киевском политехническом институте, в течение одного года построил четыре самолета собственной конструкции. В 1909 г. он находился за границей, где изучал аэропланы различных конструкций и на проходившей в Ницце международной авиационной неделе летал на аэроплане М. Ефимова в качестве пассажира. Вернувшись в Киев, А.С. Кудашев в феврале 1910 г. начал постройку аэроплана собственной конструкции и завершил ее к началу мая 1910 г. Однако во время первых испытаний сломался винт, и первый полет пришлось отложить. 23 мая самолет, пилотируемый самим конструктором, совершил первый в России полет.
Самолет представлял собой ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением. Двигатель «Анзани» мощностью в 35 л.с. был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Ферма, несущая руль высоты, переходила в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья имели одинаковый размах, но верхние были несколько шире. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек, обтягивался он прорезиненным полотном. Уже в то время стойки коробки крыльев и стержни имели круглое сечение.
Об этом знаменательном событии газета «Киевлянин» писала: «Аэроплан А. Кудашева весит без пилота 330 кг. Общая несущая поверхность 32 м. Это биплан, слегка напоминающий своим видом биплан Соммерса. Верхняя несущая поверхность больше нижней, и к ней прикреплены крылышки для боковой устойчивости. Вогнутость поверхности равна 1/15, руль глубины спереди, сзади помещены автоматический стабилизатор и вертикальный руль направления. Под несущими поверхностями помещены два пневматических колеса, сзади под автоматическим стабилизатором — одно. Аэроплан приводится в движение двухлопастным воздушным винтом, надетым на ось 35-сильного мотора Анзани. Винт сделан в Киеве Былинкиным и Сикорским. Мотор помещен впереди... Наиболее длинный полет был в 50—60 сажен на высоте 2 сажен. Во время полета выяснилось, что боковая устойчивость нового аппарата вполне удовлетворительна, но руль глубины мал».
|
Экипаж, чел. | 1 |
Двигатель, типхкол, название | ПД х 1, «Анзани» |
Мощность, л.с. | 35 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 9,0 / 34,0 |
Длина самолета / высота самолета, м | 10,0 / н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 420 / 330 |
Полной нагрузки, кг | 90 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 60 |
Максимальная дальность | несколько десятков метров |