В середине 1916 г. конструктор Д.П. Григорович приступил к созданию специального «зимнего гидроплана», способного летать зимой над льдами Балтики, хотя все самолеты Григоровича могли устанавливаться зимой на лыжи. Конструктивно это осуществлялось очень просто. Сквозь корпус лодки перед реданом проходила стальная труба с фланцами, которая крепилась на особых узлах по бокам лодки. В эту трубу вставлялась ось (тоже труба), на которую и надевались лыжи. Амортизации не было. Под хвостом имелась небольшая третья лыжа. Однако потери в летных качествах были настолько значительны, что возник вопрос о специальном морском самолете для зимних условий. На совещании 20 сентября 1916 г.,
при обсуждении технического задания на такой самолет, С.С. Щетинин пообещал построить машину к середине октября.
В конце 1916 г. самолет такого назначения М-16 был выпущен на испытания. Он представлял собой одномоторный трехстоечный биплан с ферменным хвостом и толкающей силовой установкой. На самолете было два подкрыльевых поплавка и один хвостовой понтонного типа. Поплавки были плоскодонные безреданные. Зимой вместо поплавков надевались лыжи. Гондола и хвост были выполнены полностью по типу «Фарманов». Крылья имели конструкцию М-9, но были больше в размахе. Кабина разделялась на две секции: спереди для стрелка установили подвижную раму для пулемета «льюис» или «виккерс», в задней секции находился пилот. К 6 ноября 1916 г. самолет испытали и приняли в состав флота, началась постройка серии из 40 машин. В декабре первый серийный М-16 поступил в 3-ю морскую авиастанцию в Ревеле. Всего построили 36 машин, и все они после революции 1917 г. оказались за границей, в основном в Финляндии.
|
Экипаж, чел. | 2 |
Двигатель, типхкол, название | ПД х 1, «Сальмсон» |
Мощность, л.с. | 150 |
Размах крыла, м / площадь крыла, м2 | 18,0 / 61,8 |
Длина самолета / высота самолета, м | 8,6 / н/д |
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг | 1450 / 1100 |
Полной нагрузки, кг | 350 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 110 |
Практический потолок, м | 3500 |
Максимальная продолжительность полета | (4 ч) |