В конце 1916 г. на заводе С.С. Щетинина конструктор Д.П. Григорович начал постройку самолета ГАНС (Гидроаэроплан специального назначения), или СОН (Самолет особого назначения). Это был первый в мире морской торпедоносец, который должен был нести торпеду и сбрасывать ее в направлении вражеского корабля, дальнейшее движение торпеды должно было осуществляться с помощью установленных на ней механизмов. Торпедная установка была спроектирована на заводе «Новый
Лесснер» в Петрограде. К этой идее русские конструкторы пришли раньше, чем в других странах. Соавтором Григоровича следует считать М.М. Шишмарева, заведовавшего конструкторским бюро на заводе Щетинина. Шишмарев выполнил весь технический проект самолета, в котором Григоровичу принадлежали только набросок общего вида и общее руководство при исполнении рабочих чертежей.
Самолет представлял собой большой фюзеляжный трехстоечный биплан, установленный на два больших поплавка с двумя двигателями «Рено» по 220 л.с. Поплавки обычной конструкции крепились к коробке крыльев под двигателями на коротких Л-образных стойках из стальных труб с резиновой шнуровой амортизацией в узлах поплавков. Расчалочный фюзеляж четырехгранной формы имел в носовой части место наблюдателя-стрелка, а за ним — места для двух летчиков. За коробкой крыльев имелась вторая стрелковая точка. Хвостовое оперение бипланной схемы имело три руля направления и небольшой воздушный киль. Крылья нормальной расчалочной конструкции, передняя кромка верхнего крыла имела вырезы под винты. Стойки коробки крыльев были выполнены из сталных круглых труб с полотняными обтекателями.
Самолет ГАНС был заказан в 10 экземплярах, из которых закончен был только один. Первый полет осуществлен 24 августа 1917 г., испытывал машину летчик А.Е. Грузинов. ГАНС продемонстрировал хорошую мореходность и управляемость на воде даже при большом волнении. Испытания показали необходимость смещения вперед центра тяжести самолета путем вынесения вперед двигателей и некоторых грузов с одновременным увеличением стреловидности крыльев в плане. Кроме этого, потребовалось увеличить площадь рулей направления. Аппарат летал всего один месяц, 24 сентября при посадке сломался поплавок, обнаружилась слабость конструкции. Испытания самолета после ремонта осенью 1917 г. показали, что в нем имеется еще много недостатков.
Ремонт и доводка затянулись до лета 1920 г. Первый экземпляр, кото¬рому было уже три года, совершил еще несколько полетов. Они закончились тем, что 4 ноября самолет из-за остановки одного из двигателей вынужден был сесть на взморье. Летчик Л.И. Гикса после посадки старался на одном двигателе доплыть до берега, но машина только описывала круги по воде, эффективности руля направления не хватало. Летчик послал механика на крыло, чтобы загрузить один из поплавков, но это не помогло. Самолет стал дрейфовать по ветру к Лахте. Когда стемнело, экипаж снял подушки с сидений, их смочили бензином, подожгли и бросили подальше от самолета, но сигнал не заметили. Наутро, находясь всего в двух километрах от берега, самолет вмерз в свежеобразовавшийся лед. Затем он был извлечен на берег, но больше в полет не выпускался. Д.П. Григорович очень тяжело переживал потерю ГАНСа.
|