Конструктор Я.М. Гаккель в 1911 г. продолжил свои работы даже после неудачной посадки его предыдущего самолета. При его восстановлении конструктор внес ряд важных изменений, и получился практически новый самолет «Гаккель-V1». Он отличался увеличенным на один пролет размахом крыльев, в результате чего получился двухстоечный биплан с верхним крылом большего размаха, чем нижнее (в «Гаккеле-IV» они были одинаковыми). Большие плавающие элероны были установлены на верхнем крыле и подпирались двумя тонкими подкосами, сходившимися в од¬ной точке. Фюзеляж был удлинен на 0,6 м и сделан двухместным. На самолете был установлен двигатель мощностью 45 л.с. Радиатор сначала располагался за двигателем, а потом под ним.
Испытания самолета «Гаккель-V1» начались летом 1911 г. На нем было выполнено множество полетов, на нем летали В.Ф. Булгаков, С.А. Ульянов, сам Я.М. Гаккель, который именно на нем учился летать. Из-за неопытности при посадке 28 июня 1911 г. в конце пробега Гаккель зацепил новенький биплан «Бристоль», сломав у него лонжероны и несколько нервюр левой коробки крыльев. При столкновении «Гаккель-VI» практически не пострадал, лишь на винте у него образовалась трещина. (Данный случай послужил поводом для выработки первых правил взлета и посадки на аэродроме. До этого на нем не было даже указателя направления ветра.) Сменив винт, Гаккель на другой день возобновил полеты. Они показали, что самолет сможет обладать лучшими летными данными, если на нем установить более мощный двигатель. В тот же день была произведена замена легкого двигателя более тяжелым, стосильным «Аргусом». Од¬нако это привело к перекосу крыльев. Конструктор на земле не заметил дефекта и при опробовании машины в воздухе попал в очень сложное положение. Сразу после взлета самолет стал крениться влево. С большим трудом Гаккелю удалось справиться с управлением и совершить посадку. В дальнейшем самолет летал нормально.
Через полтора месяца во время Царскосельской авиационной недели летчик Г.В. Алехнович, выступая на нем, получил пилотское свидетельство и почетный приз Всероссийского аэроклуба за перелет по маршруту Царское Село — Красное Село и обратно. Это были первые междугородные перелеты в России. К 1 сентября самолет был перегнан Алехновичем на Корпусное поле, где Главное инженерное управление объявило 1-й конкурс русских военных аэропланов. Готовясь к этому конкурсу, Я.М. Гаккель внес некоторые изменения в самолет. В конце сентября «Гаккель-V1» был модернизирован после повреждения во время бури и получил следующий порядковый номер. Это был единственный из всех самолетов, представленных на конкурсе, который выдержал все условия сложной программы.
|