Конструктор Я.М. Гаккель после своего третьего построенного самолета «Гаккель-III", который наконец-то совершил полет, продолжил свои работы. Критически оценив достоинства и недостатки «Гаккель-III», конструктор уже в августе 1910 г. начал проектировать свой четвертый самолет — биплан «Гаккель-1V». Практически одновременно он начал проектирование морского самолета — первую в России амфибию. Уже 4 декабря он подал патентную заявку «на аэроплан морского типа «Гаккель-У». Этот двухместный самолет был вскоре построен на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге и весной 1911 г. экспонирован на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге. Хотя амфибия не летала, Русское техническое общество в апреле 1911 г. присудило Я.М. Гаккелю серебряную медаль выставки «за оригинальную конструкцию морского аэроплана».
Опираясь на опыт, приобретенный при разработке и постройке первых машин, Гаккель весной 1911 г. закончил постройку спроектированного ранее самолета «Гаккель-1V». Этот самолет имел много общего с самолетом «Гаккель-III». В ходе постройки самолет неоднократно переделывался. Крылья сначала верхние, а потом и нижние были увеличены в размахе, между ними были введены стойки и расчалки, верхние концы центральных стоек были убраны, и к консолям верхнего крыла были подведены подкосы. На верхнем крыле были обычные элероны с большим ходом. Шасси самолета осталось прежним, как на предыдущем самолете. Получился одностоечный биплан. На самолете был установлен двигатель «Аргус» мощностью в 100 л.с. Главное военно-инженерное управление готово было купить этот «двуплан военного типа русской конструкции». Однако при сдаточных полетах 5 мая летчик Д. Волков на посадке поломал машину. При ее восстановлении конструктор внес ряд важных изменений, и получился практически новый самолет «Гаккель-V1», о котором речь пойдет дальше.
|